Поурочное планирование курса ОБЖ
Примерная учебная
программа общеобразовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности»
для основного общего образования (5-9 классы).
СКАЧАТЬ ТЕМУ
Примерная программа по основам безопасности жизнедеятельности для
V
– IX
классов общеобразовательных учреждений
Автор-составитель А. Т. Смирнов
Примерная
учебная программа общеобразовательной области «Основы безопасности
жизнедеятельности» для основного общего образования (5-9 классы).
Пояснительная
записка
В двадцать первый век человечество
вошло в период новых социальных, технических и культурных перемен,
которые обусловлены достижениями человечества во всех сферах его
деятельности.
В то же время жизнедеятельность
человека привела к появлению глобальных проблем в области
безопасности жизнедеятельности. Это угроза экологической катастрофы
от деградации окружающей природной среды, это демографическая
обстановка в стране, рост международного терроризма.
В последнее время очевидна тенденция
к снижению численности населения в России и ухудшения состояния
здоровья населения страны. Это во многом связано с увеличением
частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных
аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера и
отрицательным влиянием «человеческого фактора» на безопасность
жизнедеятельности личности, общества и государства.
Слабая подготовка населения в
вопросах безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях, несоблюдение населением правил дорожного движения и
пожарной безопасности; пренебрежение правилами личной гигиены и
нормами здорового образа жизни в большинстве случаев являются
причиной несчастных случаев и гибели людей.
В настоящее время в деле подготовки
населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у
граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни
возрастает роль и ответственность системы образования. Только через
образование можно обеспечить повышение общего уровня культуры всего
населения страны в области безопасности жизнедеятельности и
обеспечить снижение отрицательного влияния «человеческого фактора»
на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.
Наиболее полно и целенаправленно эти
вопросы можно реализовать в специальной отдельной образовательной
области «Основы безопасности жизнедеятельности».
Настоящая программа представляет
собой часть образовательной области ОБЖ и предназначена для учащихся
основной школы (5 – 9 классов).
Изучение тематики данной программы
направлено на достижение следующих целей:
–
воспитание
ответственного отношения к окружающей природной
среде; к личному здоровью, как индивидуальной, так и общественной
ценности; к безопасности личности, общества и государства;
–
развитие
личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное
поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера; потребность соблюдать нормы
здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований,
предъявляемых к гражданину российской Федерации в области
безопасности жизнедеятельности;
–
освоение знаний:
об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на
безопасность личности, общества и государства; о государственной
системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об
организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой
медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и
обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
–
овладение умениями:
предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по
характерным признакам их появления, а также из анализа специальной
информации, получаемой из различных источников; принимать
обоснованные решения и план своих действий в конкретной опасной
ситуации, с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
Реализация указанных целей программы
достигается в результате освоения тематики программы.
Структурно программа состоит из 2
разделов и 7 тем.
Раздел
I
«Основы безопасности личности, общества и государства» включает в
себя 5 тем («Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни»,
«Обеспечение безопасного отдыха в природных условиях», «Обеспечение
безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера», «Современный комплекс проблем безопасности»,
«Организация защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных
ситуаций»).
Раздел
II
«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» включает в себя
2 темы («Основы здорового образа жизни», «Основы медицинских знаний
и оказания первой медицинской помощи»).
Для реализации программы на ее
изучение необходимо предусмотреть по 1 часу в неделю во всех классах
(5–9).
Логичным продолжением программы во
внеурочное время является подготовка и участие обучаемых во
Всероссийском детско-юношеском движении «Школа безопасности», в
работе различных кружков, секций и клубов, туристических походах,
слетах и соревнованиях.
Преподавание программы ведет, как
правило, преподаватель-организатор ОБЖ, должностные обязанности
которого утверждены постановлением Минтруда России от 17 августа
1995 г. № 46.
По итогам изучения программы ОБЖ
обучающимся в аттестат об основном общем образовании выставляется
отметка.
Общую оценку итоговой аттестации по
ОБЖ предлагается сформировать с учетом трех оценок: за защиту
реферата, за ответы по теоретическим вопросам и за решение
ситуационной задачи. Для формирования общей оценки по ОБЖ
преподаватель может использовать материалы для подготовки и
проведения экзамена (9 класс) авторов Б. И. Мишин, А. Т. Смирнов.
Москва, «Просвещение», 2003.
Тематический план
примерной программы по основам
безопасности жизнедеятельности
(5-9 классы)
№ раздела и темы |
Наименование разделов и
тем |
Количество часов |
Раздел |
Тема |
I |
2 |
3 |
4 |
I |
Основы
безопасности личности, общества и государства |
117 |
|
1 |
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни |
|
25 |
2 |
Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных
условиях |
|
25 |
3 |
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера,
обеспечение безопасности населения. |
|
43 |
4 |
Современный комплекс проблем безопасности |
|
10 |
5 |
Организация защиты населения Российской Федерации от
чрезвычайных ситуаций |
|
14 |
II
|
Основы
медицинских знаний и здорового образа жизни |
58 |
|
6 |
Основы
здорового образа жизни |
|
36 |
7 |
Основы
медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи |
|
22 |
|
Всего часов |
175 |
Содержание
учебной программы
I.
Основы
безопасности личности, общества и государства.
1. Обеспечение личной безопасности в
повседневной жизни.
1.1. Обеспечение безопасности
дорожного движения.
Дорожное движение и его участники:
пешеходы, пассажиры, водители. Дорога и ее составные части. Правила
безопасного поведения на дорогах. Дорожно-транспортные происшествия
и их причины.
Пешеходы. Правила безопасного
поведения пешеходов на дорогах. Пассажиры. Общественный транспорт,
краткая его характеристика, обеспечение безопасности пассажира в
общественном транспорте. Водитель. Общие обязанности водителя.
Велосипедисты, правила безопасного поведения велосипедиста на
дороге.
1.2. Пожарная безопасность.
Причины возникновения пожаров в жилых
и общественных зданиях. Последствия пожаров. Меры пожарной
безопасности в доме (квартире) при эксплуатации электробытовых и
газовых приборов, отопительных печей, применении источников
открытого огня, во время проведения новогодних мероприятий.
Соблюдение мер пожарной безопасности
в школе.
Правила безопасного поведения
человека при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе, подвале).
1.3. Безопасность в быту.
Особенности города (населенного
пункта) как среды обитания человека. Характеристика городского и
сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения (водоснабжение,
отопление, электроснабжение, канализация, бытовой газ и др.).
Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. Система обеспечения
безопасности города (населенного пункта) (милиция, пожарная охрана,
скорая медицинская помощь, служба спасения, коммунальная и другие
службы), правила их вызова.
Опасности, возникающие при нарушении
правил эксплуатации различных бытовых приборов и систем
жизнеобеспечения жилища. Опасные вещества и средства бытовой химии,
соблюдение мер безопасности при их использовании.
Соблюдение мер безопасности при
пользовании различными инструментами при выполнении хозяйственных
работ дома и при работе на приусадебном участке.
1.4. Водоемы. Обеспечение безопасного
поведения на воде.
Особенности состояния водоемов в
разное время года. Основные меры безопасного поведения человека на
водоемах. Соблюдение правил безопасности при купании в
оборудованных, необорудованных местах; безопасное поведение на
берегу водоемов во время отдыха. Меры предосторожности при движении
по льду водоемов, состояние льда, признаки для безопасного
передвижения по льду. Оказание само- и взаимопомощи терпящим
бедствие на воде.
1.5. Опасные ситуации социального
характера.
Криминогенные ситуации в городе,
причины их возникновения. Меры личной безопасности при общении с
незнакомыми людьми.
Общие правила безопасного поведения
дома для профилактики криминогенных ситуаций (безопасность у
телефона, нападение в лифте, в подъезде дома).
Обеспечение личной безопасности на
улице. Знание своего города и его особенностей. Умение предвидеть
события и избегать опасных ситуаций. Умение выбрать безопасный
маршрут движения по городу, знание безопасных зон в городе
(отделение милиции, посты ГИБДД и др.). Умение соблюдать правила
безопасности в общественном месте и в толпе. Взрывное устройство на
улице.
2. Обеспечение безопасности при
активном отдыхе в природных условиях.
2.1. Подготовка к активному отдыху на
природе.
Природа и человек. Ориентирование на
местности. Определение своего местонахождения и направления движения
на местности. Подготовка к выходу на природу. Определение
необходимого снаряжения для похода. Определение места для бивака и
организация бивачных работ.
2.2. Активный отдых на природе и
безопасность.
Общие правила безопасности при
активном отдыхе на природе. Обеспечение безопасности в пеших и
горных походах. Подготовка и проведение лыжных походов. Водные и
велосипедные походы.
2.3. Дальний и международный туризм,
меры безопасности.
Факторы, оказывающие влияние на
безопасность человека в дальнем и международном туризме.
Акклиматизация человека в различных природных условиях (в горах, в
местах с жарким или холодным климатом).
Обеспечение личной безопасности при
следовании к местам отдыха различными видами транспорта (наземным,
водным, воздушным).
2.4. Обеспечение безопасности при
автономном пребывании человека в природной среде.
Автономное существование человека в
природных условиях. Добровольная и вынужденная автономия.
Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при
автономном существовании.
2.5. Опасные ситуации в природных
условиях.
Опасные погодные условия. Дикие
животные и обеспечение безопасности при встрече с ними. Укусы
насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.
3. Чрезвычайные ситуации природного и
техногенного характера, обеспечение безопасности населения.
3.1. Чрезвычайные ситуации природного
характера
Чрезвычайные ситуации геологического
происхождения (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы,
лавины).
Чрезвычайные ситуации
метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи.
Чрезвычайные ситуации
гидрологического происхождения (наводнения, сели, цунами).
Чрезвычайные ситуации биологического происхождения (лесные и
торфяные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии).
Защита населения от чрезвычайных
ситуаций природного характера, рекомендации по безопасному поведению
во время чрезвычайных ситуаций.
3.2. Чрезвычайные ситуации
техногенного характера, их причины и возможные последствия.
Общие понятия о чрезвычайной ситуации
техногенного характера, понятие аварии и катастрофы. Классификация
чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения и с учетом тяжести
последствий. Потенциально опасные объекты.
Аварии на радиационно опасных
объектах, химически опасных объектах, пожаро-взрыво-опасных
объектах. Причины их возникновения и возможные последствия.
Рекомендации населению по правилам
поведения при авариях на радиационно, химическо- и
пожаро-взрывоопасных объектах.
Аварии на гидродинамических объектах,
их возможные причины и последствия. Мероприятия, проводимые по
уменьшению последствий аварий на гидродинамических опасных объектах.
Рекомендации по поведению населения при угрозе аварии на
гидродинамическом объекте.
Аварии на городских автодорогах, на
железных дорогах и на воздушном транспорте, их краткая
характеристика, возможные последствия, меры, принимаемые по
обеспечению безопасности населения.
Способы оповещения населения о
чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Действия населения по
сигналам оповещения.
4. Современный комплекс проблем
безопасности.
4.1. Концепция национальной
безопасности России.
Концепция национальной безопасности
России – система взглядов на обеспечение безопасности личности,
общества и государства от внешних и внутренних угроз.
Угрозы национальной безопасности
России. Обеспечение национальной безопасности России.
4.2. Международный терроризм – угроза
национальной безопасности России.
Меры, принимаемые в государстве по
противодействию терроризму.
4.3. Энергетика и ее значение для
жизнедеятельности человека.
Перспектива развития ядерной
энергетики в Российской Федерации и безопасность населения.
4.4. Нарушение экологического
равновесия в местах проживания.
Понятие о предельно допустимых
концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия по защите здоровья
человека в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
5. Организация защиты населения
Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.
5.1. Правовые основы обеспечения
защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Положения Конституции РФ и
Федеральных законов в области безопасности, определяющие
совокупность сбалансированных интересов личности, общества и
государства. Права и обязанности граждан в области безопасности
жизнедеятельности.
5.2. Государственные структуры по
защите населения в чрезвычайных ситуациях.
Единая государственная система
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Государственная
противопожарная служба МЧС России.
МЧС России – федеральный орган
управления в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций.
5.3. Организация защиты населения от
чрезвычайных ситуаций.
Мониторинг и прогнозирование
чрезвычайных ситуаций, организация оповещения населения.
Инженерная, радиационная и химическая
защита населения.
Эвакуация населения из опасных
районов. Организация аварийно-спасательных работ.
II.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
6. Основы здорового образа жизни.
6.1. Анатомо-физиологические,
психологические и социальные особенности развития человека в
подростковом возрасте.
Особенности физического развития
человека в подростковом возрасте. Забота о собственном организме,
формирование правильного отношения к особенностям своего пола.
Особенности психического развития
человека в подростковом возрасте. Развитие и укрепление чувства
зрелости. Развитие волевых качеств. Поступки, в которых проявляются
волевые качества.
Социальное развитие подростка и его
взаимоотношения с окружающими. Формирование личности подростка и его
взаимоотношения со взрослыми; формирование взаимоотношений со
сверстниками; формирование взаимоотношений со сверстниками
противоположного пола. Взаимоотношения подростка и общества.
Ответственность несовершеннолетних.
6.2. Основные понятия о здоровье и
здоровом образе жизни.
Здоровье подростка и факторы на него
влияющие.
Здоровый образ жизни и его
составляющие. Формирование навыков здорового образа жизни.
Психологическая уравновешенность и значение для здоровья. Стресс и
его воздействие на здоровье человека. Режим дня и здоровье
подростка. Переутомление, причины переутомления и его профилактика.
Двигательная активность и закаливание организма – необходимые
условия укрепления здоровья.
Здоровый образ жизни и профилактика
заболевания. Профилактика инфекционных заболеваний. Профилактика
факторов риска основных неинфекционных заболеваний.
6.3. Факторы, разрушающие здоровье.
Вредные привычки и их влияние на
здоровье человека. Курение, влияние табачного дыма на организм
курящего и окружающих. Алкоголь и его влияние на умственное и
физическое развитие человека. Наркомания и ее последствия для
здоровья человека. Влияние окружающей среды на здоровье человека.
Ранние половые связи и их последствия для здоровья. Инфекции,
передаваемые половым путем (ИППП). Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе.
Меры профилактики факторов, разрушающих здоровье.
6.4. Правовые аспекты взаимоотношений
полов.
Репродуктивное здоровье и
социально-демографические процессы в России. Репродуктивное здоровье
– составная часть здоровья человека и общества.
Брак и семья. Основные функции семьи
и здоровый образ жизни человека. Основы семейного права в Российской
Федерации. Личные права и обязанности супругов. Права и обязанности
родителей. Права и обязанности несовершеннолетних супругов.
7. Основы медицинских знаний и
оказания первой медицинской помощи.
7.1. Основы медицинских знаний.
Основные инфекционные заболевания, их
причины, связь с образом жизни. Профилактика неинфекционных
заболеваний.
Основные, наиболее часто
встречающиеся инфекционные болезни, их возбудители, пути передачи
инфекции, меры профилактики.
Общая характеристика различных
повреждений и их последствия для здоровья человека. Основные правила
оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений.
Средства оказания первой медицинской
помощи. Медицинская (домашняя) аптека. Природные лекарственные
средства. Перевязочный материал, дезинфицирующие средства.
7.2. Первая медицинская помощь
(практические занятия).
Первая медицинская помощь при
отравлениях угарным газом, препаратами бытовой химии и лекарствами.
Первая медицинская помощь при травмах
опорно-двигательного аппарата. Порядок наложения поддерживающей
повязки. Правила и способы транспортировки пострадавших.
Первая медицинская помощь при
кровотечениях. Способы остановки кровотечения.
Оказание первой медицинской помощи
при утоплении. Правила проведения искусственной вентиляции легких и
непрямого массажа сердца.
Оказание первой медицинской помощи
при тепловом и солнечном ударах, при отморожении.
Требования к уровню подготовки
выпускников
В результате изучения основ
безопасности жизнедеятельности ученик должен
Знать:
–
основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие
духовное, физическое и социальное благополучие;
–
потенциальные опасности природного, техногенного и социального
характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные
последствия и правила личной безопасности;
–
меры
безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
–
основные положения Концепции национальной безопасности Российской
Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и
государства;
–
наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного,
техногенного и социального характера, их последствия и
классификацию;
–
организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера в Российской Федерации;
–
права и
обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;
–
рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности
по правилам безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях;
–
приемы
и правила оказания первой медицинской помощи.
Уметь:
–
доступно объяснить значение здорового образа жизни для обеспечения
личной безопасности и здоровья;
–
предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать
решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
–
соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода, пассажира
и водителя транспортного средства (велосипеда, мопеда);
–
действовать при возникновении пожара в жилище и использовать
подручные средства для ликвидации очага возгорания;
–
соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в
местах скопления большого количества людей;
–
перечислить последовательность действий при оповещении возникновения
угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;
–
пользовать средствами индивидуальной и коллективной защиты;
–
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Использовать полученные знания и
умения в практической деятельности и повседневной жизни дня:
–
выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни;
–
невосприимчивости к вредным привычкам;
–
обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях;
–
безопасного пользования различными бытовыми приборами, инструментами
и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;
–
подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных
условиях (походы выходного дня, ближний, дальний и международный
туризм);
–
проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе
террористического акта или при захвате в качестве заложника;
–
оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных
или бытовых ситуациях. |