Поурочное планирование курса ОБЖ
Поурочное планирование курса ОБЖ Юноши 10-11
классы
СКАЧАТЬ ТЕМУ
Примерная программа Основы
безопасности жизнедеятельности 10 – 11 классов
Автор-составитель А. Т.
Смирнов
Пояснительная
записка
Примерная учебная программа
«Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10–11 классов
разработана в соответствии с Государственным образовательным
стандартом среднего (полного) общего образования и предназначена для
реализации Государственных требований к уровню подготовки
выпускников средней (полной) школы. Программа является единой для
всех видов и типов образовательных учреждений, реализующих основные
образовательные программы среднего (полного) общего образования.
Предлагаемая примерная учебная программа «Основы безопасности
жизнедеятельности» предназначена для обеспечения базового уровня
подготовки учащихся в образовательных учреждениях среднего (полного)
общего образования с учетом перспектив развития содержания
образования в области безопасности жизнедеятельности, определенных
концепцией модернизации российского образования на период до 2010
года.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 10 – 11 классах
направлено на достижение следующих целей:
–
воспитание
у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность
общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью
как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения
к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении
безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;
–
развитие
духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное
поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера в современных
условиях жизнедеятельности; потребности ведения здорового образа
жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств
для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина
России по защите Отечества;
–
освоение знаний:
о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера; о здоровье и
здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от
опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об
обязанностях граждан по защите государства;
–
формирование умений:
оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; безопасного
поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств
индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской
помощи при неотложных состояниях.
Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы,
которая систематизирует знания в области безопасности
жизнедеятельности, полученные учащимися в основной
общеобразовательной школе и способствует формированию у них цельного
представления в области безопасности жизнедеятельности личности,
общества и государства.
Структурно программа состоит из 3 разделов и 15 тем.
I раздел «Обеспечение
личной безопасности и сохранение здоровья» предназначен для
систематизации и углубления знаний обучаемых в вопросах обеспечения
личной безопасности человека и формирования здорового образа жизни,
полученных при изучении основ безопасности жизнедеятельности в 5 – 9
классах. Раздел состоит из 3 обобщающих тем: «Здоровье и здоровый
образ жизни», «Личная безопасность в повседневной жизни», «Основы
медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи».
II раздел
«Государственная система обеспечения безопасности населения»
предназначен для формирования у обучаемых знаний по организации в
Российской Федерации защиты населения от опасных и чрезвычайных
ситуаций мирного и военного времени.
Раздел состоит из 4 тем, раскрывающих организацию и содержание
основных мероприятий, проводимых в Российской Федерации, по
обеспечению защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и
военного времени.
III раздел «Основы
обороны государства и воинская обязанность» предусматривает изучение
основных положений, раскрывающих содержание обязательной подготовки
молодежи к военной службе.
Раздел состоит из 8 тем, в которых последовательно раскрывается
содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. В
процессе изучения тематики раздела учащиеся получат начальные знания
в области обороны, ознакомятся с основными положениями Военной
доктрины российской Федерации; получат сведения о Вооруженных Силах
Российской Федерации, их структуре и предназначении для обеспечения
национальной безопасности страны; уяснят роль и значение
военно-патриотического воспитания молодежи в деле подготовки граждан
России к выполнению конституционного долга по защите Отечества.
Примерная программа рассчитана на 110 учебных часов (из них 40 часов
– на учебные сборы).
Предлагаемая программа предусматривает совместное изучение учебного
материала юношами и девушками, кроме тем: 8 – «Воинская
обязанность»; 9 – «Военная служба – особый вид федеральной
государственной службы»; 13 – «Военнослужащий – вооруженный защитник
Отечества»; 14 – «Военно-профессиональная ориентация и подготовка
специалистов для службы в Вооруженных Силах Российской Федерации»;
15 – «Основы военной службы» (практические занятия на базе воинской
части), которые являются необязательными для девушек. В это время с
девушками организуются занятия по углубленному изучению основ
медицинских знаний по специальной программе «Основы медицинских
знаний и здорового образа жизни», направленной на формирование
понятий о нравственности, физическом, духовном и репродуктивном
здоровье женщины; на подробное рассмотрение вопросов семейного
права, роли женщины в современном обществе,
социально-демографической обстановки в России, взаимосвязи здоровья
женщины и здоровья нации.
Преподавание «Основ безопасности жизнедеятельности» в старшей школе
осуществляет педагог-организатор курса ОБЖ, должностные обязанности
которого утверждены постановлением Минтруда России от 17 августа
1995 г. № 46. Занятия с девушками по программе «Основы медицинских
знаний и здорового образа жизни» рекомендуется проводить учителем
биологии или специалистам, прошедшим соответствующую подготовку в
системе дополнительного образования.
Изучение курса ОБЖ в 11 классе заканчивается итоговой аттестацией. В
аттестат о среднем (полном) общем образовании обязательно
выставляется итоговая отметка по курсу «Основы безопасности
жизнедеятельности».
В
результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик
должен:
Знать:
–
основные понятия здоровья и факторов, влияющих на него;
–
потенциальные опасности природного, техногенного и социального
происхождения, характерные для региона проживания;
–
основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности
жизнедеятельности населения;
–
основы
российского законодательства об обороне государства, о воинской
обязанности и военной службе граждан;
–
состав
и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
–
основные права и обязанности граждан по призыву на военную службу,
во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
–
особенности прохождения военной службы по призыву, по контракту и
альтернативной гражданской службы;
–
предназначение, структуру и задачи РСЧС;
–
предназначение, структуру и задачи гражданской обороны.
Уметь:
–
перечислить последовательность действий при возникновении пожара в
жилище и подручные средства, которые можно использовать для
ликвидации возгорания;
–
перечислить порядок действий населения по сигналу «Внимание всем!» и
назвать минимально необходимый набор предметов, который необходимо
взять с собой в случае эвакуации;
–
объяснить элементарные способы самозащиты, применяемые в конкретной
ситуации криминогенного характера;
–
назвать
способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и
другие приемы обеспечения безопасности в случае автономного
существования в природных условиях;
–
показать порядок использования средств индивидуальной защиты;
–
рассказать о предназначении и задачах гражданской организации
гражданской обороны.
Использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:
–
ведения
здорового образа жизни;
–
действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
–
пользования бытовыми приборами;
–
использования по назначению лекарственных препаратов и средств
бытовой химии;
–
пользования бытовыми приборами экологического контроля качества
окружающей среды и продуктов питания;
–
соблюдения общих правил безопасности дорожного движения;
–
соблюдения мер пожарной безопасности дома и на природе;
–
соблюдения мер безопасного поведения на водоемах в любое время года;
–
соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний;
–
оказания первой медицинской помощи в неотложных состояниях;
–
вызова
(обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб
экстренной помощи;
–
подготовки себя к профессиональной деятельности, в том числе к
военной службе.
Настоящая программа является основой для разработки рабочей
программы по основам безопасности жизнедеятельности в
общеобразовательном учреждении.
Примерный тематический план
№№ разделов и тем |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
Раздел |
Тема |
1 |
2 |
3 |
4 |
I |
Обеспечение личной
безопасности и сохранение здоровья |
16 |
|
1 |
Здоровье и здоровый
образ жизни |
|
6 |
2 |
Личная безопасность в
повседневной жизни |
|
5 |
3 |
Основы медицинских
знаний и оказания первой медицинской помощи |
|
5 |
II |
Государственная система
обеспечения безопасности населения |
17 |
|
4 |
Организация защиты
населения от чрезвычайных ситуаций мирного времени |
|
3 |
5 |
Организация защиты
населения от чрезвычайных ситуаций военного времени |
|
3 |
6 |
Основные мероприятия,
проводимые в стране по защите населения от чрезвычайных
ситуаций мирного и военного времени |
|
7 |
7 |
Государственные службы
по охране здоровья и безопасности граждан |
|
4 |
III |
Основы обороны
государства и воинская обязанность |
37 |
|
8 |
Воинская обязанность |
|
6 |
9 |
Военная служба – особый
вид федеральной государственной службы |
|
8 |
10 |
Вооруженные силы
Российской Федерации – основа обороны государства |
|
4 |
11 |
Боевые традиции
Вооруженных Сил России |
|
3 |
12 |
Государственные и
военные символы Российской Федерации |
|
5 |
13 |
Военнослужащий –
вооруженный защитник Отечества |
|
4 |
14 |
Военно-профессиональная
ориентация и подготовка специалистов для службы в
Вооруженных Силах Российской Федерации |
|
7 |
15 |
Основы военной службы
(практические занятия на базе воинской части) |
40 |
40 |
|
Итого
|
110 |
|
Примерное содержание учебной программы и ее
поурочное планирование
№№ разделов, тем и уроков |
Наименование разделов, тем и уроков |
Количество часов |
Раздел |
Тема, урок |
1 |
2 |
3 |
4 |
I |
Обеспечение личной
безопасности и сохранение здоровья |
16 |
|
1 |
Здоровье и здоровый
образ жизни |
|
6 |
1.1 |
Общие понятия о здоровье |
|
1 |
1.2 |
Здоровый образ жизни –
основа укрепления и сохранения личного здоровья |
|
1 |
1.3 |
Факторы, способствующие
укреплению здоровья |
|
1 |
1.4 |
Вредные привычки как
факторы, разрушающие здоровье |
|
1 |
1.5 |
Профилактика вредных
привычек |
|
1 |
1.6 |
Репродуктивное здоровье
как составляющая часть здоровья человека и общества |
|
1 |
2 |
Личная безопасность в
повседневной жизни |
|
5 |
2.1 |
Пожарная безопасность в
быту |
|
1 |
2.2 |
Безопасный активный
отдых на природе |
|
1 |
2.3 |
Безопасное поведение в
криминогенных ситуациях |
|
1 |
2.4 |
Безопасное поведение в
экологически неблагоприятных условиях |
|
1 |
2.5 |
Безопасное поведение в
условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера |
|
1 |
3 |
Основы медицинских
знаний и оказания первой медицинской помощи |
|
5 |
3.1 |
Сохранение и укрепление
здоровья – важная часть подготовки человека к
профессиональной деятельности |
|
1 |
3.2 |
Основные инфекционные
болезни, их классификация и профилактика |
|
1 |
3.3 |
Первая медицинская
помощь при травмах и ранениях |
|
1 |
3.4 |
Первая медицинская
помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте |
|
1 |
3.5 |
Первая медицинская
помощь при остановке сердца |
|
1 |
II |
Государственная система
обеспечения безопасности населения |
17 |
|
4 |
Организация защиты
населения от чрезвычайных ситуаций мирного времени |
|
3 |
4.1 |
Правовые основы
организации защиты населения Российской Федерации от
чрезвычайных ситуаций мирного времени |
|
1 |
4.2 |
Чрезвычайные ситуации
природного, техногенного характера и их последствия |
|
1 |
4.3 |
Единая государственная
система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС),
ее структура и задача |
|
1 |
5 |
Организация защиты
населения от чрезвычайных ситуаций военного времени |
|
3 |
5.1 |
Гражданская оборона, ее
структура и задачи |
|
1 |
5.2 |
Современные средства
поражения и их поражающие факторы |
|
1 |
5.3 |
Организация ГО в
общеобразовательном учреждении
|
|
1 |
6 |
Основные мероприятия,
проводимые в стране по защите населения от чрезвычайных
ситуаций мирного и военного времени |
|
7 |
6.1 |
Мониторинг и
прогнозирование чрезвычайных ситуаций |
|
1 |
6.2 |
Оповещение и
информирование населения об опасностях, возникающих в
чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени |
|
1 |
6.3 |
Организация инженерной
защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных
ситуаций военного и мирного времени |
|
1 |
6.4 |
Средства индивидуальной
защиты населения |
|
1 |
6.5 |
Обучение населения
действиям в чрезвычайных ситуациях |
|
1 |
6.6 |
Организация эвакуации
населения |
|
1 |
6.7 |
Организация
аварийно-спасательных работ |
|
1 |
7 |
Государственные службы
по охране здоровья и безопасности граждан |
|
4 |
7.1 |
МЧС России – федеральный
орган управления в области защиты населения от чрезвычайных
ситуаций |
|
1 |
7.2 |
Милиция в Российской
Федерации – система государственных органов исполнительной
власти в области защиты здоровья, прав, свободы и
собственности граждан от противоправных посягательств |
|
1 |
7.3 |
Служба скорой
медицинской помощи |
|
1 |
7.4 |
Другие государственные
службы в области безопасности |
|
1 |
III |
Основы обороны
государства и воинская обязанность |
77 |
|
8 |
Воинская обязанность |
|
6 |
8.1 |
Основные понятия о
воинской обязанности |
|
1 |
8.2 |
Организация воинского
учета и его предназначение |
|
1 |
8.3 |
Обязательная подготовка
граждан к военной службе |
|
1 |
8.4 |
Добровольная подготовка
граждан к военной службе |
|
1 |
8.5 |
Организация медицинского
освидетельствования граждан при постановке их на воинский
учет |
|
1 |
8.6 |
Увольнение с военной
службы и пребывание в запасе |
|
1 |
9 |
Военная служба – особый
вид федеральной государственной службы |
|
8 |
9.1 |
Правовые основы военной
службы |
|
1 |
9.2 |
Общевоинские уставы
Вооруженных Сил РФ – законы воинской жизни |
|
1 |
9.3 |
Военная присяга – клятва
воина на верность Родине – России |
|
1 |
9.4 |
Прохождение военной
службы по призыву |
|
1 |
9.5 |
Прохождение военной
службы по контракту |
|
1 |
9.6 |
Права и ответственность
военнослужащих |
|
1 |
9.7 |
Нормы международного
гуманитарного права |
|
1 |
9.8 |
Альтернативная
гражданская служба |
|
1 |
10 |
Вооруженные силы
Российской Федерации – основа обороны государства |
|
4 |
10.1 |
История создания
Вооруженных Сил Российской Федерации |
|
1 |
10.2 |
Организационная
структура Вооруженных Сил Российской Федерации
|
|
1 |
10.3 |
Функции и основные
задачи современных Вооруженных Сил России, их роль в системе
обеспечения национальной безопасности страны |
|
1 |
10.4 |
Другие войска, их состав
и предназначение |
|
1 |
11 |
Боевые традиции
Вооруженных Сил России |
|
3 |
11.1 |
Патриотизм и верность
воинскому долгу – качества защитника Отечества |
|
1 |
11.2 |
Памяти поколений – дни
воинской славы России |
|
1 |
11.3 |
Дружба, войсковое
товарищества – основы боевой готовности частей
подразделений |
|
1 |
12 |
Государственные и
военные символы Российской Федерации |
|
5 |
12.1 |
Государственные символы
Российской Федерации |
|
1 |
12.2 |
Боевое Знамя воинской
части – символ воинской части, доблести и славы |
|
1 |
12.3 |
Ордена – почетные
награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе |
|
1 |
12.4 |
Военная форма одежды |
|
1 |
12.5 |
Ритуалы Вооруженных Сил
Российской Федерации |
|
1 |
13 |
Военнослужащий –
вооруженный защитник Отечества |
|
4 |
13.1 |
Требования воинской
деятельности, предъявляемые к моральным, психологическим и
профессиональным качествам гражданина |
|
1 |
13.2 |
Военнослужащий –
патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника
Отечества |
|
1 |
13.3 |
Военнослужащий –
подчиненный, строго соблюдающий Конституцию РФ, выполняющий
требования воинских уставов, приказы командиров и
начальников |
|
1 |
13.4 |
Военнослужащий –
специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной
техникой |
|
1 |
14 |
Военно-профессиональная
ориентация и подготовка специалистов для службы в
Вооруженных Силах Российской Федерации |
|
7 |
14.1 |
Военная доктрина
Российской Федерации |
|
1 |
14.2 |
Законодательство
Российской Федерации в области обороны |
|
1 |
14.3 |
Организация
военно-профессиональной ориентации и
военно-профессионального отбора |
|
1 |
14.4 |
Военные образовательные
учреждения высшего профессионального образования |
|
1 |
14.5 |
Выбор направления
военно-профессиональной деятельности и подготовка к ней |
|
1 |
14.6 |
Правила приема в военные
образовательные учреждения высшего профессионального
образования |
|
1 |
14.7 |
Международная
(миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской
Федерации |
|
1 |
15 |
Основы военной службы
(практические занятия на базе воинской части) |
|
40 |
15.1 |
Основы подготовки
граждан к военной службе. Начальная военная подготовка в
войсках |
|
1 |
15.2 |
Размещение и быт
военнослужащих, основы безопасности военной службы |
|
3 |
15.3 |
Суточный наряд,
обязанности лиц суточного наряда |
|
4 |
15.4 |
Организация караульной
службы, обязанности часового |
|
4 |
15.5 |
Строевая подготовка |
|
5 |
15.6 |
Огневая подготовка |
|
14 |
15.7 |
Тактическая подготовка |
|
4 |
15.8 |
Физическая подготовка |
|
5 |
|
Итого
|
110 |
|