Поурочное планирование курса ОБЖ
Поурочное планирование курса ОБЖ Девушки 10-11
классы
СКАЧАТЬ ТЕМУ
Примерная
программа для девушек по основам медицинских знаний и здорового
образа жизни 10 – 11 классов
Автор-составитель
А. Т. Смирнов
Пояснительная
записка
Примерная учебная программа для девушек 10–11 классов по основам
медицинских знаний и здорового образа жизни разработана в
соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего
(полного) общего образования и требованиями постановления
Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. № 1441 «Об
утверждении положения о подготовке граждан Российской Федерации к
военной службе» и предназначена для проведения с девушками 10 – 11
классов в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего
образования занятий по углубленному изучению с ними основ
медицинских знаний.
Структурно программа состоит из 2 разделов и 10 тем.
I раздел «Основы медицинских знаний и
оказания первой медицинской помощи» состоит из пяти тем и
предназначен для изучения с девушками в 10 классе. Занятия по
разделу проводятся на факультативной основе в период, когда юноши
проходят учебные сборы по основам военной службы (тема 15).
Количество занятий и темы из пяти предложенных определяются в
образовательном учреждении при разработке расписания занятий.
II раздел «Основы медицинских знаний и
здорового образа жизни» также состоит из пяти тем и предназначен для
проведения занятий с девушками 11 классов. Занятия по разделу
проводятся в урочное время, в объеме 25 часов, раздельно с юношами,
в период, когда с юношами изучаются темы: 8 – «Воинская
обязанность»; 9 – «Военная служба – особый вид федеральной
государственной службы»; 13 – «Военнослужащий – вооруженный защитник
Отечества»; 14 – «Военно-профессиональная ориентация и подготовка
специалистов для службы в Вооруженных Силах Российской Федерации».
Изучение данной программы направлено на достижение следующих целей:
–
освоение знаний о демографической ситуации в
России; о репродуктивном здоровье женщины; о социальной роли женщины
в современном обществе; о факторах, оказывающих неблагоприятное
влияние на репродуктивное здоровье женщины; о здоровом образе жизни
и его влиянии на репродуктивное здоровье; о правовых аспектах
взаимоотношения полов; об основах семейного права в Российской
Федерации; о способах и правилах оказания первой медицинской помощи
при неотложных состояниях;
–
воспитание у девушек нравственности и чувства
ответственности за состояние личного здоровья, потребности соблюдать
нормы здорового образа жизни, готовности к семейной жизни, к
соблюдению норм семейной жизни и к исполнению обязанностей
родителей;
–
развитие черт личности, свойственных женщине в
современном обществе и необходимых для создания благополучной семьи,
установления гармонических отношений в семье и создания
благоприятных условий для рождения и воспитания детей;
–
овладение умениями строить свои взаимоотношения
с родителями, старшими, сверстниками и сверстниками противоположного
пола; формировать свою индивидуальную систему здорового образа
жизни, обеспечивающую духовное, физическое и социальное
благополучие; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим в
различных бытовых ситуациях.
Занятия по данной программе проводят преподаватели, прошедшие
специальную подготовку по основам медицинских знаний и здорового
образа жизни в общеобразовательных учреждениях дополнительного
образования.
По
итогам изучения данной программы в 11 классе учащимся выставляется
оценка, которая учитывается при итоговой аттестации выпускников.
В
результате изучения программы ученица должна
Знать:
–
общие понятия о здоровье и репродуктивном здоровье;
–
демографическую обстановку в России и о ее влиянии на
безопасность государства;
–
о социальной роли женщины в современном обществе;
–
о здоровом образе жизни и его составляющих;
–
о влиянии здоровья родителей на здоровье будущего
ребенка;
–
о влиянии неблагоприятной окружающей среды на здоровье
человека;
–
о вредных привычках, их последствиях и мерах по их
профилактике;
–
об основах семейного права в Российской Федерации;
–
о правах и обязанностях родителей и о правах ребенка.
Уметь:
–
коротко излагать основные понятия о здоровье и
здоровом образе жизни;
–
объяснять связь репродуктивного здоровья общества с
демографической обстановкой в стране;
–
перечислить основные направления жизнедеятельности
женщины, определяющие ее социальную роль в современном обществе;
–
обосновать влияние состояния здоровья родителей на
здоровье будущего ребенка;
–
дать оценку влияния вредных привычек на благополучие
человека и семьи;
–
перечислить основные меры профилактики злоупотребления
психоактивными веществами;
–
коротко изложить основы семейного права в Российской
Федерации, определяющие правовые взаимоотношения полов;
–
перечислить основные функции семьи в современном
обществе.
Использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
–
сохранения и укрепления репродуктивного здоровья в
реальной окружающей среде;
–
профилактики вредных привычек;
–
соблюдения режима дня, труда, отдыха и рационального
питания;
–
соблюдения норм личной и общественной гигиены;
–
предотвращения ранних половых связей и профилактики
инфекций, передаваемых половым путем;
–
оказания первой медицинской помощи пострадавшим в
различных бытовых ситуациях.
Настоящая программа является основой для разработки рабочей
программы по основам медицинских знаний и здорового образа жизни для
девушек 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений.
Примерный тематический план
для организации факультативных занятий с девушками 10 классов
по основам медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи
№№ разделов и тем |
Наименование разделов и тем |
Примерное количество учебных часов |
I |
Основы медицинских знаний и здорового образа
жизни |
|
1 |
Основные инфекционные заболевания, их
возбудители, пути передачи инфекции, меры профилактики |
4 |
2 |
Основные неинфекционные заболевания,
профилактика факторов риска основных неинфекционных
заболеваний |
4 |
3 |
Первая медицинская помощь при травмах,
ранениях и отравлениях |
12 |
4 |
Первая медицинская помощь при отморожении,
тепловом и солнечном ударах, при поражении электрическим
током и при ожогах |
14 |
5 |
Первая медицинская помощь при острой
сердечной недостаточности |
6 |
|
Итого |
40 |
Примерный тематический план
для организации занятий с девушками 11 классов
по основам медицинских знаний и здорового образа жизни
№№ разделов и тем |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
Раздел |
Тема |
1 |
2 |
3 |
4 |
II |
Основы медицинских знаний и здорового образа
жизни |
25 |
|
1 |
Здоровье и здоровый образ жизни |
|
5 |
2 |
Репродуктивное здоровье женщины и факторы на
него влияющие |
|
8 |
3 |
Здоровый образ жизни – необходимое условие
сохранности репродуктивного здоровья |
|
6 |
4 |
Правовые аспекты взаимоотношения полов |
|
4 |
5 |
Беременность и уход за младенцем |
|
2 |
|
Итого |
25 |
Примерное содержание учебной программы и ее поурочное
планирование
11 класс
№№ разделов, тем и уроков |
Наименование разделов, тем и уроков |
Количество часов |
Раздел |
Тема урока |
1 |
2 |
3 |
4 |
II |
Основы медицинских знаний и здорового образа
жизни |
25 |
|
1 |
Здоровье и здоровый образ жизни |
|
5 |
1.1 |
Общие понятия о здоровье |
|
1 |
1.2 |
Репродуктивное здоровье |
|
1 |
1.3 |
Демографическая безопасность государства |
|
1 |
1.4 |
Социальная роль женщины в современном
обществе |
|
1 |
1.5 |
Здоровый образ жизни как необходимое условие
сохранения и укрепления здоровья человека и общества |
|
1 |
2 |
Репродуктивное здоровье женщины и факторы на
него влияющие |
|
8 |
2.1 |
Женская половая система и ее функционирование |
|
1 |
2.2 |
Здоровье родителей и здоровье будущего
ребенка |
|
1 |
2.3 |
Влияние неблагоприятной окружающей среды на
здоровье человека |
|
1 |
2.4 |
Вредные привычки и их влияние на здоровье |
|
1 |
2.5 |
Влияние злоупотребления наркотическими
веществами на здоровье человека |
|
1 |
2.6 |
Профилактика вредных привычек и
злоупотребления наркотическими веществами |
|
1 |
2.7 |
Ранние половые связи и их последствия для
здоровья |
|
1 |
2.8 |
Инфекции, передаваемые половым путем и их
профилактика |
|
1 |
3 |
Здоровый образ жизни – необходимое условие
сохранности репродуктивного здоровья |
|
6 |
3.1 |
Психологическая уравновешенность и ее
значение для здоровья |
|
1 |
3.2 |
Режим дня, труда и отдыха |
|
1 |
3.3 |
Рациональное питание и его значение для
здоровья |
|
1 |
3.4 |
Влияние двигательной активности на здоровье
человека |
|
1 |
3.5 |
Закаливание и его влияние на здоровье |
|
1 |
3.6 |
Правила личной гигиены и здоровье человека |
|
1 |
4 |
Правовые аспекты взаимоотношения полов |
|
4 |
4.1 |
Брак и семья. Культура брачных отношений |
|
1 |
4.2 |
Основные функции семьи |
|
1 |
4.3 |
Основы семейного права в Российской Федерации |
|
1 |
4.4 |
Права и обязанности родителей. Конвенция ООН
«О правах ребенка» |
|
1 |
5 |
Беременность и уход за младенцем |
|
2 |
5.1 |
Беременность и гигиена беременности |
|
1 |
5.2 |
Уход за младенцем |
|
1 |
|
Итого |
25 |
|